Комедию «Сон
в летнюю ночь» называют самой романтичной из комедий Шекспира.
В комедии
существуют три сюжетных линии. Женитьба Тезея и Ипполиты составляет сюжетную
рамку. Комедия начинается с изображения двора Тезея, в первой сцене мы узнаем
про будущую свадьбу афинского царя и повелительницы амазонок. Завершением
действа в комедии есть празднование по случаю свадьбы Тезея и Ипполиты. Эта
сюжетная рамка не содержит в себе никаких драматических мотивов, тут нет даже
намека на конфликт. Образы Тезея и Ипполиты у Шекспира статичны.
Вторая
сюжерная линия – царь эльфов Оберон и его жена Титания.
Третий и
центральный сюжетный мотив – история Лизандра и Гермии, Деметрия и Елены.
Сначала оба
парня влюблены в Гермию, но Гермия отдаёт предпочтение только Лизандру. Елена
же влюблена в Деметрия и страдает от его равнодушия. Но ситуация быстро
меняется. Деметрий и Лизандр под чарами Оберона внезапно влюбляются в Елену. Елена
не может это объяснить с точки зрения здравого смысла и думает, что они над ней
издеваются.
Эти перемены
предметов влюбленности действительно сложно чем-либо объясить. Но можно
предположить, что весь лес, Оберон, Пек и их чары – это бессознательное
Лизандра, Гермии, Деметрия и Елены. По Фрейду бессознательнок – это часть
психики вне сознания, которая, тем не менее, имеет большое влияние на наши
поступки. Именно чары Оберона заставляют их действовать нелогично и непонятно,
зелье Пеа заставляет их хаотично изменять свои решения.
Про
разделение психики на сознательное и бессознательное Гермия говорит:
«Мне кажется,
что я на все смотрю
Раздельными
глазами: предо мною
Двоится все»
Если
предположить, что лес это бессознательное, то можно понять, что Титания говорит
про важную роль бессознательного в нашей жизни, и неспособности человека
избавиться от его влияния:
«Из этой чащи
не стремись уйти.
Та не нашел
бы все равно пути»
Отец Гермии воплощает
в себе сознательное. Он с самого начала против брака и любви Гермии и Лизандра.
Таким образм, через привычный, вечный и почти банальный в литературе конфликт
поколений показана борьба сознательного и бессознательного в человеке. Природа
(бессознательное) таки побеждает, а Эгею приходиться уступить и разрешить брак
Гермии и Лизандра. Победа природы показывает нам насколько важно
бессознательное в психике, и то, что иногда оно даже играет главную роль.
Комментариев нет:
Отправить комментарий