воскресенье, 17 июня 2012 г.

Интерпретация Шекспира по Фрейду / «Сон в летнюю ночь» (индивидуальное задание 2 курс)


Комедию «Сон в летнюю ночь» называют самой романтичной из комедий Шекспира.
В комедии существуют три сюжетных линии. Женитьба Тезея и Ипполиты составляет сюжетную рамку. Комедия начинается с изображения двора Тезея, в первой сцене мы узнаем про будущую свадьбу афинского царя и повелительницы амазонок. Завершением действа в комедии есть празднование по случаю свадьбы Тезея и Ипполиты. Эта сюжетная рамка не содержит в себе никаких драматических мотивов, тут нет даже намека на конфликт. Образы Тезея и Ипполиты у Шекспира статичны.
Вторая сюжерная линия – царь эльфов Оберон и его жена Титания.
Третий и центральный сюжетный мотив – история Лизандра и Гермии, Деметрия и Елены.
Все они оказываются в лесу, где с ними происходят необычные вещи.
Сначала оба парня влюблены в Гермию, но Гермия отдаёт предпочтение только Лизандру. Елена же влюблена в Деметрия и страдает от его равнодушия. Но ситуация быстро меняется. Деметрий и Лизандр под чарами Оберона внезапно влюбляются в Елену. Елена не может это объяснить с точки зрения здравого смысла и думает, что они над ней издеваются.
Эти перемены предметов влюбленности действительно сложно чем-либо объясить. Но можно предположить, что весь лес, Оберон, Пек и их чары – это бессознательное Лизандра, Гермии, Деметрия и Елены. По Фрейду бессознательнок – это часть психики вне сознания, которая, тем не менее, имеет большое влияние на наши поступки. Именно чары Оберона заставляют их действовать нелогично и непонятно, зелье Пеа заставляет их хаотично изменять свои решения.
Про разделение психики на сознательное и бессознательное Гермия говорит:
«Мне кажется, что я на все смотрю
Раздельными глазами: предо мною
Двоится все»
Если предположить, что лес это бессознательное, то можно понять, что Титания говорит про важную роль бессознательного в нашей жизни, и неспособности человека избавиться от его влияния:
«Из этой чащи не стремись уйти.
Та не нашел бы все равно пути»
Отец Гермии воплощает в себе сознательное. Он с самого начала против брака и любви Гермии и Лизандра. Таким образм, через привычный, вечный и почти банальный в литературе конфликт поколений показана борьба сознательного и бессознательного в человеке. Природа (бессознательное) таки побеждает, а Эгею приходиться уступить и разрешить брак Гермии и Лизандра. Победа природы показывает нам насколько важно бессознательное в психике, и то, что иногда оно даже играет главную роль.

Комментариев нет: