Страдания
Электры занимают главное место в трагедии. Она страдает из-за того, что живет в
одном доме с убийцами её отца – матерью Клитемнестрой и её новым мужем Эгистом.
В своём же доме у неё нет почти никаких прав, мать и Эгист её притесняют, даже
собираются запереть в подземелье, но главная причина её страданий не физическое
притеснение, не плохая пища и не дурные слова в её сторону. Основная причина её
страданий – невозможность отомстить, все остальное словно отходит для неё на
второй план. Она не сомневается, будет ли это двойное убийство правильным или
нет, с точки зрения морали, она уверенна, что это единственно справедливый
исход. У греков справедливой карой за убийство считалось только убийство. И
Электра без сомнений не признаёт другого возможного наказания.
На протяжении
всей трагедии сталкиваются системы ценностей Электры и Клитемнестры, это
система ценностей справедливости (Электра) и система ценностей личной выгоды
(Клитемнестра). По словам Электры, убийство было продиктовано личной выгодой;
Клитемнестре пришлось убить Агамемнона, чтобы она могла быть с Эгистом,
предметом её страсти. По словам Клитемнестры, однако, что убийство было
правосудием, и оно было местью Агамемнону за то, что он принёс в жертву их дочь
Ифигению. Электра считает это всё недостойным оправданием, и что отец поступил
как считал нужным.

Электре
противопоставлена её более кроткая сестра Хрисофемида, которая подчинилась воле
матери, хоть и тоже недовольна своей участью. Характер Электры раскрывается
через сравнение её с сестрой. Электра - одинокая носительница протеста в
течении многих лет. Она сильна, не сдаётся и не ломается, хотя вокруг нет
единомышленников. Она неуклонна в следовании поставленной перед собой цели.
Даже ложное известие о смерти брата, который был её последней надеждой, не
ломает Электру, хотя мы понимаем, что с приходом этого известия смысл жизни для
неё потерян (" Все умерло с тобою. Ты ушел / И все унес, как
буря..."). Когда Электра теряет
надежду, жажда мести доходит до того, что её уже нельзя контролировать, она
готова сама совершить то, что должен был совершить Орест, с помощью сестры, или
без ее помощи, она готова на всё. Хрисофемидия занимает другую позицию, он
считает что попытка отмстить самостоятельно по крайней мере неразумна, и что у
Электры нет ни каких шансов («Не видишь разве, что не мужем ты, /А женщиной
родилась, что слабее /Твоя рука, чем меч твоих врагов?», «Оставь свой пыл!
Слова твои забудем:/Их не было, до слуха моего/ Не долетел их звук. Но ты,
родная, / Хотя теперь, хоть поздно образумься: / Бессильная, всесильным
уступи!») Она говорит, что эта попытка приведет Электру к неминуемой гибели.
Электра же считает, что жить стоит лишь с совершенной местью, в противном же
случае не стоит жить совсем. Твердость её характера поражает (« Уж с давних пор
начертан мне мой путь»).
Электра
невероятно рада, когда узнает, что брат жив. Орест же, как и Электра
непоколебим. В нем нет ни капли сомнений правильно ли он поступает. Он –
исполнитель воли богов(«...И вот пресветлый мне ответил Феб, / Что хитростью,
без войска, без оружья, / Месть праведную сам свершить я должен»).
И всё таки
жажда мести и месть как исконное зло влияют на психику Электры. Это можно
увидеть в нескольких моментах. Во-первых, она была готова совершить убийство
сама, хотя шансов на успех было очень мало. Во-вторых, она очень жестоко
реагирует на последние крики матери, и у неё не просыпается ни малейшего
угрызения совести («Коль ты силен, еще раз!» и т. п.) В-третьих, она даже не
даёт Эгисту права на последнее слово перед смертью («Ради бога, брат мой, / Не
дай ему словами жизнь продлить. / Что пользы нам, когда злодей презренный /
Отсрочит смерти неизбежной миг? / Тотчас убей»). Мы видим, что Электре стала
присуща жестокость.
Выходит, что
в конце-концов, справедливость восторжествовала, хоть и такой ценой. Трагедия
Софокла помогает нам лучше понять психологию древнегреческого народа и его духовные
и семейные ценности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий