воскресенье, 17 июня 2012 г.

Анализ трагедии Софокла "Электра"


Страдания Электры занимают главное место в трагедии. Она страдает из-за того, что живет в одном доме с убийцами её отца – матерью Клитемнестрой и её новым мужем Эгистом. В своём же доме у неё нет почти никаких прав, мать и Эгист её притесняют, даже собираются запереть в подземелье, но главная причина её страданий не физическое притеснение, не плохая пища и не дурные слова в её сторону. Основная причина её страданий – невозможность отомстить, все остальное словно отходит для неё на второй план. Она не сомневается, будет ли это двойное убийство правильным или нет, с точки зрения морали, она уверенна, что это единственно справедливый исход. У греков справедливой карой за убийство считалось только убийство. И Электра без сомнений не признаёт другого возможного наказания.
На протяжении всей трагедии сталкиваются системы ценностей Электры и Клитемнестры, это система ценностей справедливости (Электра) и система ценностей личной выгоды (Клитемнестра). По словам Электры, убийство было продиктовано личной выгодой; Клитемнестре пришлось убить Агамемнона, чтобы она могла быть с Эгистом, предметом её страсти. По словам Клитемнестры, однако, что убийство было правосудием, и оно было местью Агамемнону за то, что он принёс в жертву их дочь Ифигению. Электра считает это всё недостойным оправданием, и что отец поступил как считал нужным.
И всё же у Электры есть надежда, которой она только и живет. Эта надежда – её брат Орест, которого она спасла в детстве от гибели, отослав его с воспитателем, и Клитемнестра не успела его убить, хотя убила бы наверняка, как наследника мужского пола, который может отомстить за смерть отца. Орест изредка присылает ей тайные весточки с обещанием отомстить за отца, но Электра достоверно не знает, когда Орест прибудет.
Электре противопоставлена её более кроткая сестра Хрисофемида, которая подчинилась воле матери, хоть и тоже недовольна своей участью. Характер Электры раскрывается через сравнение её с сестрой. Электра - одинокая носительница протеста в течении многих лет. Она сильна, не сдаётся и не ломается, хотя вокруг нет единомышленников. Она неуклонна в следовании поставленной перед собой цели. Даже ложное известие о смерти брата, который был её последней надеждой, не ломает Электру, хотя мы понимаем, что с приходом этого известия смысл жизни для неё потерян (" Все умерло с тобою. Ты ушел / И все унес, как буря...").  Когда Электра теряет надежду, жажда мести доходит до того, что её уже нельзя контролировать, она готова сама совершить то, что должен был совершить Орест, с помощью сестры, или без ее помощи, она готова на всё. Хрисофемидия занимает другую позицию, он считает что попытка отмстить самостоятельно по крайней мере неразумна, и что у Электры нет ни каких шансов («Не видишь разве, что не мужем ты, /А женщиной родилась, что слабее /Твоя рука, чем меч твоих врагов?», «Оставь свой пыл! Слова твои забудем:/Их не было, до слуха моего/ Не долетел их звук. Но ты, родная, / Хотя теперь, хоть поздно образумься: / Бессильная, всесильным уступи!») Она говорит, что эта попытка приведет Электру к неминуемой гибели. Электра же считает, что жить стоит лишь с совершенной местью, в противном же случае не стоит жить совсем. Твердость её характера поражает (« Уж с давних пор начертан мне мой путь»).
Электра невероятно рада, когда узнает, что брат жив. Орест же, как и Электра непоколебим. В нем нет ни капли сомнений правильно ли он поступает. Он – исполнитель воли богов(«...И вот пресветлый мне ответил Феб, / Что хитростью, без войска, без оружья, / Месть праведную сам свершить я должен»).
И всё таки жажда мести и месть как исконное зло влияют на психику Электры. Это можно увидеть в нескольких моментах. Во-первых, она была готова совершить убийство сама, хотя шансов на успех было очень мало. Во-вторых, она очень жестоко реагирует на последние крики матери, и у неё не просыпается ни малейшего угрызения совести («Коль ты силен, еще раз!» и т. п.) В-третьих, она даже не даёт Эгисту права на последнее слово перед смертью («Ради бога, брат мой, / Не дай ему словами жизнь продлить. / Что пользы нам, когда злодей презренный / Отсрочит смерти неизбежной миг? / Тотчас убей»). Мы видим, что Электре стала присуща жестокость.
Выходит, что в конце-концов, справедливость восторжествовала, хоть и такой ценой. Трагедия Софокла помогает нам лучше понять психологию древнегреческого народа и его духовные и семейные ценности.

Комментариев нет: